Археологический музей Дельф
Место, где находится Дельфийский оракул, поистине впечатляющее. С первого же взгляда понимаешь, почему древние выбрали его центром Земли.
Еще Юстиниан рассказывал о том, что слова, произнесенные здесь даже шепотом, мгновенно разносились вокруг и повторялись много раз, отраженные от гор, окружающих комплекс. Эффект был необыкновенным: звук эха с каждым разом становился все громче и достигнув самой высокой своей точки, затихал.
Первое, что надо посетить, попав сюда, это археологический музей Дельф. Здесь вы увидите множество важных находок, сделанных при раскопках святилища, и получите идею о том, что стоит посмотреть. В музее можно полюбоваться богатой коллекцией великолепных скульптур и статуэток. Самыми интересными из них являются 2 Куроса, знаменитая композиция Дельфийского возничего, выполненная из бронзы, подарок тирана Полизалоса, и фрагменты скульптур – две головы из слоновой кости, приписываемые Апполону и Артемиде. Здесь находится скульптурное изображение быка из серебра, украшавшее, как считается, трон или алтарь. Особенную ценность имеют хранящиеся в музее куски фронтона храма Аполлона с изображением битвы Тесея и Геракла с амазонками. Огромное число ценных экспонатов, около 6 тысяч, подаренных оракулу или посвященные богам, поражают техникой исполнения, своей красотой и эстетикой.
Археологические раскопки в Дельфах начались в 1860 г. В 1891 г. французские археологи получили разрешение греческого правительства для проведения систематических исследований и в Дельфах начинаются «большие раскопки». В их ходе на свет появились поразительные и впечатляющие находки: около 3000 надписей, рассказывающих о различных аспектах жизни святилища и города, развалины храма Аполлона, Афины Пронои, сокровищницы афинян и сифносцев, галерея (стоа) афинян, древний театр, стадион, гимназия и другие строения. Сегодня работа по исследованию и восстановлению в Дельфийском святилище продолжается. Почти полностью реконструированы сокровищница афинян, алтарь Хиоса, храм Аполлона и «пуп земли».
Уникальные памятники
Каждый камень в Дельфах имеет свою собственную увлекательную историю. Чтобы осмотреть весь комплекс, нужен не один день. Но он заслуживает этого!
Стоит остановиться в древнем стадионе, где каждые четыре года проводились Пифийские игры. Стадион был построен в V в. до н. э. Тогда здесь были деревянные скамейки. Свой нынешний вид они приобрели при Ироде Аттике во II в., когда был построен и величественный вход – триумфальная арка. Стадион, по предположениям, мог вместить до 6,5 тысяч человек.
Здесь же возвышается дорический храм Аполлона, внутри которого стоял священный треножник прорицательницы Пифии из золота. Храм был построен в VI в. до н. э., но затем разрушен землетрясением. В IV в. н. э. был восстановлен на средства, собранные по всей Элладе. Руины этого, нового, храма были восстановлены архитекторами в конце 30-х годов прошлого столетия. Во время расцвета оракула в храме было три жрицы. Позднее осталась одна, Пифия. Обычно пифию выбирали из девушек и женщин, живших в Дельфах и вокруг них. В начале это должны были быть молодые девственницы, позднее – женщины старше 50 лет. Пифия изрекала прорицания, исходящие от бога. Происходило это всего раз в год – в день рождения Аполлона – 7 числа каждого февраля. Потом, из-за того, что желающих узнать свою судьбу становилось все больше, Пифия стала общаться с богом 7 числа каждого месяца, исключая три зимних. Перед этим она долго готовилась к священнодействию. Поначалу омывалась в священных, как считалось, водах Кастальского источника, затем несколько дней голодала, употребляя в пищу только зеленые листья лавра, и только после этого садилась на священный треножник, установленный в храме над расщелиной, из которой исходили ядовитые дурманящие пары. Надышавшись ими, Пифия начинала произносить свои предсказания. Обычно это были отрывочные, непонятные слова и фразы. Жрецы храма, толкуя их по своему, перекладывали их в форму стиха и так преподносили теотропам, тем, кому они предназначались.
Внутри храма, в его глубине, стояла статуя Аполлона, выполненная из золота, и омфал, овальный камень из белого мрамора – «пуп земли». Здесь бил священный источник и рос лавр, посвященный Аполлону. Фронтоны храма украшали рельефные композиции: сцены прихода Аполлона и Артемиды в Дельфы на колеснице в окружении мужских и женских фигур и гигантомахии, от которой сохранилось несколько фигур: Афины, гиганта, упавшего на землю, и торсов двух лошадей.
Другие важные памятники, которые можно сегодня увидеть в Дельфах, – остатки Священной дороги, поднимающейся с небольшой площади перед святилищем, агоры, к храму Аполлона, сокровищницы, построенные многими городами вдоль нее, где хранились дары, принесенные горожанами оракулу, гимнасия, храм Афины Пронии, полигональная стена, посвятительный дар Даоха, остатки древнего театра, вмещавшего до 5000 человек, из которого открывался прекрасный вид на храм Аполлона и всю долину, символический Кастальский источник. Весь комплекс окружен отвесными скалами Федриад, на склонах холмов которых построены строения комплекса. Перепад высоты между некоторыми из них составляет до 200 м.
Сокровищница афинян – единственное сооружение в Дельфах, от которого осталось много развалин, сохранившихся достаточно хорошо. Благодаря этому облик его восстановлен полностью и сегодня посетители комплекса могут увидеть его во всем величии. Метопы сокровищницы с рельефными изображениями подвигов Геракла и Тесея, представляющие прекрасные образцы искусства древних эллинов, выставлены в дельфийском музее, а посетитель святилища видит прекрасно исполненные копии.
Богатые рельефные скульптуры и композиции украшали и другую знаменитую сокровищницу Дельфийского святилища – сифнийскую. На ее западной и восточной сторонах изображены суд над Парисом и олимпийские боги, наблюдающие за ходом Троянской войны, на южной и северной – сцены из похищения дочерей Левкиппа и гигантомахии. Фронтон фасада храма украшен рельефными сценами битвы Геракла и Аполлона за владение Дельфийским оракулом. Все они сегодня восстановлен и хранятся в музее.
Упадок оракула приходится на III в. до н. э., хотя он действовал еще и во II в. до н. э., во время правления императора Адриана. Именно в этот период Дельфы посещает знаменитый путешественник древности Павсаний, который в деталях описывает все здания и памятники Дельфов. Это тщательное описание помогло впоследствии восстановить многие здания святилища. В 394 г. по указанию византийского императора Феодосия I оракул перестал существовать. С распространением христианства в Дельфах обосновывается епископство, которое перестает существовать в начале VII в., во время вторжения славян. Постепенно древнее святилище разрушилось и покрылось землей. Гораздо позже, на погребенных руинах его была построена новая деревня Кастри.