Без посещений музеев, только внешний осмотр зданий и мест показа.
Данная экскурсия по Москве позволит туристам узнать историю города и Российского государства с XII века до наших дней, ознакомится с наиболее интересными памятниками, музеями и улицами столицы. Продолжительность экскурсии 3 часа.
Красная площадь это сердце Москвы, сердце России. Эта священная земля и неповторимый архитектурный ансамбль создали уникальную среду, обладающую колдовскими чарами, как русские сказки.
Красная площадь вобрала в себя за 7 веков своей жизни всю историю страны. Здесь каждый камень, каждая пядь земли дышат историей, овеяны легендами, будят память и воображение русского человека. Красная площадь это и поле битвы, и торжище, и место религиозных праздников, и кладбище, и арена политических выступлений.
Первое упоминание о существовании площади-торга встречается в письменных источниках в 1434 г, но история ее начинается гораздо раньше.
В северной части Красной площади уже в XIII веке существовал посад, т.е. торгово-ремесленное предградье, у дороги, которая еще в домонгольские времена пролегла от городских ворот по берегу реки Неглинной к окрестным селам и монастырям (по трассе современной Никольской улице). Западная граница площади начала определяться в XIV веке, когда на месте современной Спасской башни встала тогда еще деревянная ее предшественница. У восточной приступной стены Кремля Ивана Калиты, вблизи обращенных на посад ворот, стал складываться важнейший узел дорог. Естественно, что здесь должен был возникнуть Торг. Красная площадь родилась как посадская торговая площадь, а ее местоположение определили главные ворота города.
В XVI веке площадь стала именоваться Троицкой по церкви Святой Троицы, на котором впоследствии был воздвигнут собор Василия Блаженного. Документы XVII века свидетельствуют, что в те далекие времена площадь называлась Пожар. На Руси один и тот же объект мог иметь несколько названий. Так и Красной официально стала называться лишь в XIX веке, хотя под этим название упоминалась в документах XVII века. Разные века оставили на площади свои следы. XV век кремлевскую стену со Спасской, Сенатской и Никольской башнями; XVI век Лобное место и храм Василия Блаженного; XIX век памятник Минину и Пожарскому, здание исторического музея и Верхние торговые ряды (ГУМ); XX век Мавзолей В.И. Ленина и некрополь у кремлевской стены.
В южной стороне Красной площади расположен Покровский собор, или, как его чаще называют, храм Василия Блаженного. За оградой храма стоит памятник Минину и Пожарскому первый скульптурный памятник Москвы, сооруженный в 1818 году. Неподалеку находится Лобное место. Северную часть Красной площади занимает красное кирпичное здание Государственного Исторического Музея, построенное в 70-80 гг. прошлого века архитектором В. Шервудом.
Александровский сад.
Создание общественного сада для гуляний входило в комплекс градостроительных мероприятий по благоустройству центра Москвы, проводимых образованной в 1813 году Комиссией для строения города. В 1819-1823 гг. по проекту архитектора О.И. Бове разбит Александровский сад, протянувшийся вдоль северо-западной стены Кремля, от Воскресенских ворот и до Набережной Москвы-реки. Прежде по этой территории пролегало русло реки Неглинной, заключенной впоследствии в трубу. Осип Бове планировал оснастить парк романтическими руинами, оригинальными беседками, экзотическими гротами Лучшие садовники, приглашенные со всех концов России, украсили сад необычными деревьями, кустарниками и цветами.
Особенно восхищал современников сооруженный у подножия Средней Арсенальной башни по проекту О. Бове живописный грот Руины, который хорошо сохранился до наших дней. Четыре дорические каменные колонны, как бы глубоко ушедшие в землю, поддерживают свод, образованный нагромождением камней. Имитация ветшающей древности, создающая наглядный, драматизированный образ уходящего времени, должна была придать постройке грустное очарование в духе театрального романтизма садово-парковых ансамблей того времени. В стены грота вмонтированы белокаменные детали московских зданий, разобранных после пожара в 1812 году.
Террасу, ограничивающую сад со стороны Манежа, украшала ограда, выполненная в 1820 г. по проекту архитектора Ф.М. Шестакова. Она не дошла до нашего времени. Проект высокой ограды с монументальными воротами на чугунных столбах, обращенный к площади Революции, выполнил архитектор Е. Паскаль.
Сад делится на три части: Верхний от площади Революции до Троицких ворот, Средний от Троицких ворот до Боровицких и Нижний от Боровицких ворот до Кремлевской набережной. Три аллеи протянулись через Александровский сад: средняя, главная аллея, положена параллельно Кремлевской стене, две боковые более свободно.
В верхнем саду в 1913 году по проекту архитектора С.И. Власьева сооружен обелиск в честь 300-летия династии Романовых. В 1918 году по предложению В.И. Ленина с него удалили имена царей и заменили их перечнем идеологов и вождей революции.
В 1967 году, в верхней части сада, под Кремлевской стеной, был сооружен мемориальный комплекс Могила неизвестного солдата (архитектор Д. Бурдин, В. Климов, Ю. Рабаев).
Мавзолей Ленина. После смерти В.И. Ленина (21.01.1924 г.) было решено возвести ему Мавзолей на месте торжественной трибуны, в самом центре Красной площади. По проекту архитектора А.В. Щусева за трое суток был сооружен временный деревянный Мавзолей. Весной 1924 г. его заменили вторым, тоже деревянным, но более монументальным.
В 1929 1930 гг. был возведен гранитный Мавзолей, повторивший в основном архитектурные формы второго. Здание Мавзолея тактично вошло в ансамбль. Последовательно нарастающие уступы связали Мавзолей со всем пространством огромной площади, создали ритмическую целостность перехода от него к Кремлевской стене, башне, куполу Сената. Мавзолей небольшой: его высота 12 метров, что составляет треть высоты Сенатской и шестую часть Спасской башен. И это предельная величина, при которой Мавзолей мог органично вписаться в Красную площадь. При малых абсолютных размерах здание производит впечатление монолитной мощи благодаря пирамидальной архитектурной композиции.
Мавзолей В.И. Ленина существенно преобразил композиционную и образную структуру Красной площади, зримо закрепил пространственное тяготение Красной площади к Кремлю, став новым идейным и архитектурным центром главной площади Советской державы.
В течение последних семи десятилетий Мавзолей был главной трибуной страны. Перед ним на Красной площади проходили военные парады, колонны трудящихся, которые должны были демонстрировать всему миру мощь Советского Союза, единство партии и народа. В 1991 г. военный парад на Красной площади 7 ноября был впервые отменен.
ГУМ верхние торговые ряды. Гигантское по абсолютным размерам здание, занявшее целый квартал напротив Кремлевской стены и вошедшее в мировую историю как существенная часть ансамбля Красной площади, - торговый пассаж, состоящий из трех продольных и трех поперечных улиц, которые первоначально не имели наружных дверей.
По существу это теплые, т.е. отапливаемые, комфортные торговые ряды, состоящие из тысячи с лишним магазинов. Перекрытия над уровнем третьего этажа с пролетом свыше 15 метров выполнены из стекла на ажурной паутине тонких дугообразных металлоконструкций. Их автор инженер В.Г. Шухов. По периметру внутренних улиц на втором этаже устроены галереи. Каждый магазин имеет витрину. В комплекс рядов входит и малый корпус по другую сторону Ветошного переулка. Сам Ветошный (параллельный Красной площади) не стал внутренней улицей рядов не случайно: на другой его стороне оказались не выкупленные купечеством домовладения. Место торговых рядов традиционно площадь служила Торговищем, с конца XV века; торговля была строго организованна. Известно несколько сотен специализированных рядов: Сурожский (шелковый), Нитяной, Ножевой и т.д.
Очень глубокие свыше 8 метров подвалы включают в себя остатки стен торговых рядов XVII, XVIII и первой половины XIX вв. В одном из подвалов размещался знаменитый ресторан Мартьяныч. Кроме того, здание включат три обширных зала, где не раз проводились большие выставки. Над улицами рядов перекинуты легкие железобетонные мостики. Это - работа инженеров А.Ф. Лолейта и В.Г. Шухова. Архитектура здания принадлежит А.Н. Померанцеву победителю закрытого конкурса 1888 г., на который было подано 23 проекта. Померанцев ориентировался на недавно построенное здание Исторического музея. Археологически точно исполненные атрибуты русского стиля - филенки, профильные карнизы из сухариков, шатры и епанчи покрытий не более чем декор, наброшенный на предельно рациональную структуру прекрасно организованной функциональной схемы, ориентированной на удобство продавцов и покупателей. Роль декора очень велика он так мельчит масштаб колоссального объема, что последний в пространстве ансамбля Красной площади чрезвычайно скромен: здание звучит в хоре ведущих архитектурных голосов вторым, даже третьим голосом.
Собор Василия Блаженного (Покровский собор). В южной части Красной площади возвышается Покровский собор. В 1552 г., после покорения царем Иваном Грозным Казанского ханства, на этом месте был построен каменный Троицкий храм, около которого в память казанских побед было построено семь деревянных церквей. Каменный девяти престольный храм построен в 1555 1561 гг. на месте деревянных церквей (зодчие Барма и Постник Яковлев). Престолы предельных церквей освящены в память празднований, дни которых стали днями побед при взятии Казани. В 1588 г. над могилой св. Василия Блаженного (погребен у стен Троицкого храма в августе 1552 г.) с северо-востока был построен новый придел, освященный в его честь и давший второе имя всему собору. В 1672 г. с юго-востока был устроен придел Ризоположения (с 1680 г. Рождества Богородицы) над могилой блаженного Иоанна Московского. За свою историю собор многократно горел и восстанавливался. В 1670-1690 гг. была построена шатровая колокольня; пристроено гульбище с крыльцами; форма куполов изменена со шлемовидной на луковичную; произведена сохранившаяся поныне многоцветная раскраска стен. В 1923 г. часть собора была превращена в музей, окончательно храм был закрыт в 1929 г., тогда же почти все колокола звонницы были изъяты и переплавлены. До настоящего времени собор является филиалом Государственного Исторического музея. Первое богослужение состоялось 14 октября 1991 г., однако регулярные богослужения не совершаются.
Собор Казанской Божьей Матери. Храм-памятник в честь Казанской иконы Божией Матери, с которой связывалось чудесное избавление России от польского нашествия, был построен на средства первого царя династии Романовых Михаила Федоровича и освящен в 1636 г. Со временем постройки храм стал одной из важнейших московских церквей. Неоднократно перестраивался в 1760-х, 1805, 1825, 1865 гг. Был отреставрирован в 1952-1930 гг. под руководством архитектора П.Д. Барановского на средства прихода. В 1936 г. храм был снесен. На его месте сначала было сделано летнее кафе, потом сквер. В таком виде этот участок дошел до наших дней.
Храм был восстановлен в 1993 г. на средства города. Воссоздавался он поспешно, под жестоким контролем властей. Противоречия научные, неизбежные в столь сложном деле, снимались волевым порядком. Цели ставились политические, а не научно-реставрационные. Надо было показать новый курс власти, ориентированный на уважение к прошлому, к православию, к исправлению ошибок и преступлений предшественников. Цель достигнута. Сейчас это очень нарядное здание украшает начало Никольской, митр. Иоанникием в присутствии царя. Внутренне убранство работы знаменитых русских художников В. Верещагина, Г.И. Семирадского, В.И. Сурикова, В.Б. Маковского, Ф.А. Бруни, А.Т. Маркова, мраморные барельефы скульпторов Н.С. Пименова, А.В. Логановского, П.К. Клодта, и др., бронзовые украшения, подсвечники и паникадила работы арх. Л.В.Даля. В галерее, окружившей здание, находились 177 мраморных досок с именами погибших, раненых и награжденных офицеров, названиями воинских частей, дат главнейших сражений Отечественной войны 1812 года.
Храм стал кафедральным собором митр. Московского. 15 августа 1917 г. в нем был открыт Поместный Собор Русской Православной Церкви, восстасеверную часть Красной площади. С точки зрения ансамбля этот объект получился слишком нарядным, слишком декоративным. Чрезмерность декоративизма, игрушечность, карамельность противоречит строгому, величественному характеру ансамбля Красной площади.
Воссоздание собора послужило толчком для серии аналогичного воссоздания: Воскресенские ворота, Храм Христа Спасителя Так что эту акцию нельзя оценить иначе как позитивную. Автор реставрации архитектор Олег Журин.
Храм Христа Спасителя. Решение о строительстве храма в ознаменование благодарности нашей к промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, было принято императором Александром I в 1812 г. Первоначальный проект, предусматривающий возведение храма на Воробьевых горах (архитектор А.Л. Витберг, заложен в 1817 г.) не был осуществлен. Новый проект был утвержден в 1832 г. императором Николаем I. Храм был вновь заложен в 1839 г. на Пречистинской набережной, в древнем урочище Чертолье на месте Алексеевского женского монастыря. Автор проекта архитектор К.А. Тон применил многие передовые достижения строительной науки того времени, позволившие построить здание, способное простоять многие столетия. Строился храм на средства казны с привлечением народных пожертвований. В 1883 г. храм, ставший самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10000 чел.), был освящен новивший патриаршество. 5 ноября того же года в храме Христа Спасителя был избран первый патриарх Московский и всея России после двухсотлетнего синодального периода. Им стал митр. Московский Тихон (Белавин). В 1989 г. он был причислен к лику святых. В январе 1918 г. для поддержания храма в порядке было создано Братство Храма Христа Спасителя. В 1922-1923 гг. храм был захвачен обновленцами, а в 1931 г. закрыт. 5 декабря 1931 г. по личному распоряжению И.В. Сталина храм был взорван. На этом месте планировалось строительство Дворца Советов высотой 480 м (арх. Б. Иофан). Проект не был осуществлен, в 1960 г. на бывшей территории храма был открыт бассейн Москва. В 1991 г. на месте алтаря храма была построена часовня во имя иконы Божией Матери Державная. 7 января 1995 г. состоялась торжественная закладка храма. Храм открыт 19 августа 2000 г. Сомнения и неприятие проекта возрождения главного православного храма остались позади: москвичи приняли воссозданную святыню.
Воробьевы горы. Местность известна с XV века как село Воробьево. Название сохранилось в наименовании Воробьевых гор. Один из семи холмов Москвы, протяженность - от устья реки Сетунь до Андреевского моста. Площадь - 106 га, высота гор - до 220 м, высота над уровнем реки - от 80 до 100 м. На территории Воробьевых гор находятся: горнолыжные спортивные школы, школы по прыжкам на лыжах с трамплина, велотрассы и беговые дорожки, волейбольные и баскетбольные площадки, спортивные городки. Пересеченная местность позволяет планировать тренировочный процесс различной сложности. Проводятся соревнования различного уровня.
Обзор города с Воробьевых гор до настоящего времени остается необходимой частью обзорной экскурсии по Москве для гостей столицы. Почти всегда можно увидеть там и "неорганизованных" москвичей, и туристические группы. Вид на Москву имеет магическую облагораживающую силу: сколько возвышенных мыслей и благородных порывов родилось здесь при его созерцании!
Причиной и поводом для появления пословицы "Кто в Москве не бывал, красоты не видал" послужили, конечно, панорамы Москвы. И сейчас широкие московские панорамы прекрасны. В 1957 году К.Ф. Юон написал картину "Новая Москва", на которой изобразил вид Москвы с Воробьевых гор. Художник, естественно, акцентировал внимание, воплощая свой замысел, на новостройках, в первую очередь, на стадионе "Лужники", занявшем прежние луга. Но все равно панорама Москвы и на этой картине предстает белой громадой с проблесками золотых куполов, как и на старом, столетней давности, пейзаже Айвазовского...
МГУ. Почти все, чем привыкли гордиться россияне и многое из того, что делает нашу столицу неповторимым городом, берет начало от Московского университета: зоопарк основан профессором первого российского университета А. Богдановым более ста двадцати пяти лет тому назад; начало театральной Москве положил студенческий любительский театр. А первая профессиональная труппа с 1806 по 1824 год, пока не было построено здание современного Малого театра, выступала на флигеле на Никитской, на том месте сейчас находится дом культуры МГУ.
Чтобы не исчез в центре столице неповторимый дух учености, творчества, отличающий детище Михаила Ломоносова, предложено учредить историко-культурную зону Московского университета.
Когда императрица Елизавета подписала указ о создании университета в Москве, было принято решение освободить для него красивое трехэтажное здание с башенкой на Красной площади (оно не сохранилось). Пришлось срочно пересилить из него Ревизион коллегию, Провиантскую контору и Главный комиссариат, в котором хранилось 2 млн. рублей медных денег, вес которых составлял более 100 000 пудов. Хлопоты по переселению не пропали даром.
О недостатках и нуждах Московского университета - так называлась записка, поданная в 1775 г. в сенат для предоставления Екатерине II. Императрицу просили отвести для университета другое способное место например на Воробьевых горах. В ту пору занятия проводились в ставшем тесным здании на Красной площади.
Денег в государственной казне для строительства не нашлось, но чтобы улучшить условия, в которых действовал университет, постепенно скупались на Моховой владения Ивашкина, Фонвизина, Волконских и князя Барятинского.
В XX веке Московскому университету вновь стало тесно. Учитывая, что в российском бюджете нет средств на строительство нового комплекса на территории, отведенной по другую сторону Ломоносовского проспекта, Московский университет просит президента страны рассмотреть вопрос о возвращении трех ранее ему принадлежавших зданий на Моховой улице. Одно из них ректорский дом. Второе здание наследственное владение химиков. Третий дом, который хочет вернуть МГУ, - здание, специально построенное в 1918 году для Геологического института Московского университета.
Указом Б. Ельцина Московский университет признан особо ценным объектом национального наследия России.
Поклонная гора. Торжественное открытие в Москве Мемориала Победы в Великой Отечественной войне 1941 1945 гг. на Поклонной горе состоялось 9 мая 1995 года.
Первый проект создания Мемориала был предложен еще в 1942 году (архитектор Я. Черниховский), но осуществить его в условиях военного времени не удалось.
23 февраля 1958 года на Поклонной горе установили памятный гранитный знаке надписью: Здесь будет сооружен памятник в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 1945 годов. Мимо него прошли церемониальным маршем солдаты. Вокруг посадили деревья, заложили парк, который назвали именем Победы.
Парк Победы был разбит в 1961 г. Строительство длилось с 1985 по 1995 гг.
В Мемориал входят:
Главный монумент Победы (автор проекта 3. Церетели) символический штык с фигурой богини Победы и ангелами вестниками славы. Высотой монумента - 142 метра (10 сантиметров высоты символизируют 1 день войны), у подножия монумента фигура Георгия Победоносца.
Центральный музей Великой Отечественной Войны 1941 1945 гг. площадью 33992 м
2 с примыкающей картинной галереей площадью в 3550 м
2;
Парк Победы, раскинувшийся на 135 га (в 1,3 раза больше Центрального парка культуры и отдыха им. А.М. Горького);
Храм святого Великомученика Георгия Победоносца, освященный 9 мая 1995 года (архитектор А. Полянский, художественное оформление 3. Церетели);
Мемориальная мечеть, возведенная в 1997 году в память воинов-мусульман, погибших в Великой Отечественной войне 1941 1945 гг. (архитектор И. Стажиев);
Мемориальная синагога памяти евреев, погибших в Великой Отечественной войне 1941 1945 гг. и Мемориальный музей Холокоста, открытые в 1998 году (архитектор М. Зархи);
Выставки под открытым небом военной техники и вооружения, боевой техники ВМФ, железнодорожных войск, инженерных сооружений и т.д.
Фонтановая аллея, административные корпуса музея.
Арбат. Первое упоминание об улице относится к концу XV века. Предполагают, что слово арбат - арабского происхождения и означает предместье. В XVI в. здесь были царские слободы. В XVIII веке Арбат с прилегающими переулками был модным аристократическим районом. Господствующими типами застройки были городские особняки и усадьбы. К началу 19 века Арбат в основном был застроен домами с лавками и небольшими городскими усадьбами. Интересно, что на территории района по профессиям людей, заселявших то или иное место, назывались улицы и переулки. Так появились Поварская улица, Хлебный переулок, Столовый переулок, Скатертный переулок и т.д. Пожар 1812 года мало изменил облик Арбата. Здесь по-прежнему было разрешено деревянное строительство, и новые дома возводились на фундаменте старых. К середине 19 века на Арбате сохранилось много садов. Застройка улицы оставалась разрывной - особенно в средней "дворянской" части - и уплотненной в торговых, примыкавших к Смоленской и Арбатской площадям. Во второй половине 19 века облик улицы приближается к современному. Появляются трехэтажные дома, настраиваются некоторые невысокие особняки, уменьшаются разрывы между домами, больше становится магазинов. Дома этого времени, отличающиеся повышенной декоративностью и пластикой фасадов, связали прежнюю застройку улицы в единый архитектурный ансамбль. На рубеже 19-20 веков здесь началось строительство многоэтажных "доходных" жилых домов. Сегодня Арбат представляет собой довольно пеструю застройку. В нем расположены: Городские усадьбы, большинство из которых поддерживаются в удовлетворительном состоянии. Однако их функциональное назначение изменилось - они заняты под учреждения. Иным стало и их окружение. Земельные участки существенно сократились, вокруг большинства появились более поздние многоэтажные строения. Малоэтажные городские бывшие собственные дома с огородами. Как правило, они расположены внутри кварталов, образуемых выходящими фасадами на улицы и переулки бывшими доходными домами. Состояние большинства из них неудовлетворительно. Жилые дома и дворовые службы разрушаются, границы между домовладениями больше не существуют. Доходные дома застройки конца 19 начала 20 веков. Застройка проводилась по периметрам старой, разрушающейся планировки. Фасады домов определяли форму основных улиц и переулков. С началом советской власти долгие годы строительство в этом районе не велось. Соответственно кварталы, которые можно было бы сформировать на базе застройки начала 20-го века, остались незавершенными. Здесь в основном преобладает коммунальное расселение. Жилые дома 20-50-х годов 20-го века немногочисленны. Застройка продолжалась по схеме начала века, т.е. тоже вдоль улиц и переулков, не затрагивая внутриквартальных территорий. Жилые и общественные сооружения 60-70-х годов 20-го века. Жилые и общественные сооружения 80-х годов нашего века возводились опять по старой схеме, пристраивались к существующим зданиям. В 90-х годах новые здания практически не возводились, а проводилась широкомасштабная реконструкция домов.
Неповторимый колорит Арбату сегодня придают обосновавшиеся здесь художники, музыканты и торговцы. В настоящее время Арбат является пешеходной зоной.
Большой театр. Отечественная гордость России Академический Большой театр. С историей Большого связано становление и развитие оперной и балетной классики.
Первоначально театр назывался Петровским по улице Петровке, на которую он выходил одним из своих фасадов. Размеры его по тогдашним временам были гигантскими зрительный зал мог вместить 800 человек.
В 1805 году здание сгорело. К идее строительства нового театра вернулись лишь в 1816 году. Наконец, в 1824 году он был возведен по проекту О. Бове. В партере и ярусах могло разместиться около 3 тысяч зрителей. Здание было рассчитано на сложные сценические эффекты. Но и ему не повезло. В 1853 г. в театре вспыхнул пожар.
Восстановление театра было поручено архитектору А. Кавосу. Он кардинально перестроил все здание, украсил его белоколонным портиком, который венчала квадрига Аполлона (скульптор П. Клодт). Много внимания уделял Кавос акустическим особенностям зала и достиг своего: зал Большого театра по акустическим свойствам считается одним из лучших в мире. В то время театр называли чертогом из золота, снега, пурпура и солнечных лучей.
Площадь зала 686 кв. метров, высота 19,7 м., сцена 21,6 м. х 18,5 м.
В советский период истории страны в здании Большого театра производились крупнейшие политические и общественные мероприятия съезды, конгрессы, конференции, о чем свидетельствуют памятные доски на фасаде здания.
Большой театр одновременно история и современность. Это и славная глава отечественной культуры, и радость, которую каждодневно дарит зрителям прославленная труппа. С Большим театром связан процесс формирования национальной вокальной и балетной школы. На афишах Большого театра имена Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Хренникова, Кабалевского, Шапорина, Щедрина, Холминова, Эшпая, Молчанова и других.
Спектакли театра восторженно принимали зрители Италии, Франции, Японии, США и других стран.
Достаточно было бы одного Большого театра, чтобы площадь получила название Театральной. Это название тем более уместно, что на площади находятся еще два театра.
Отправить заявку