Возможность использования национального российского водительского удостоверения:
Российские водительские удостоверения действительны в Италии, как и по всей Европе, но только те, в которых имя водителя написано латиницей (английскими буквами). В противном случае, необходимо иметь с собой международное водительское удостоверение, которое действительно вместе с российским.
Аренда автотранспортных средств:Минимальный возраст водителя для аренды автомобиля в Италии — 21 год или старше (в некоторых компаниях — от 23 лет) при наличии кредитной/дебетовой карты.
Большинство компаний признают стандартные права, но иногда требуют перевод на итальянский язык (который обычно предлагают сами агентства).
Для заключения договора необходимо также иметь паспорт.
Автомобили выдаются с полным баком и в таком же состоянии их принято возвращать.
Существует ощутимая разница между арендой авто у крупных и мелких арендодателей. Цены на услуги у первых несколько выше, зато крупные компании, как правило, предоставляют услугу автопроката без лимита пробега и, кроме того, договор страхования в таких фирмах заключается на полную стоимость автомобиля. В отличие от них небольшие предприятия страхуют автомобиль лишь на 50 % стоимости и учитывают километраж — если Вам нужен автопрокат без лимита пробега, ищите филиал крупной прокатной компании.
Примерные цены в Италии — от 40 евро в день и 200 евро в неделю за машину класса эконом с неограниченным пробегом.
Не составит труда арендовать маленький мотоцикл, скутер или мопед. В крупных городах и туристических центрах расположены многочисленные агентства по прокату, в которых также можно арендовать большие мотоциклы для путешествий.
Большинство агентств не сдают мотоциклы в аренду молодым людям в возрасте до 18 лет. Во многих агентствах требуют крупную сумму в залог; также возможно, что придется возмещать часть стоимости мотоцикла при его краже.
Действия водителя в случае ДТП:После ДТП (если нет раненных) необходимо по возможности быстро переместить транспортное средство за пределы проезжей части или ближе к ее правому краю, если создается затор в движении.
При отсутствии такой возможности — установить специальный знак аварийной остановки, включить габаритные огни, вызвать дорожную техническую помощь и оставаться на месте до прибытия дорожной полиции.
В том случае, если один из водителей признает свою вину, и нет никаких сомнений относительно обстоятельств ДТП, на месте происшествия водителями — участниками аварии заполняется совместное заявление о происшествии — протокол Дружественной констатации факта («Амикеволе»).
Подписанный протокол позволяет ускорить процесс компенсации материального ущерба, так как подразумевается, что ДТП произошло при обстоятельствах и последствиях, описанных в самом протоколе.
В протокол записываются следующие данные:
- место, дата и условия происшествия;
- личные данные обоих водителей и данные их водительских удостоверений, личные данные возможных свидетелей ДТП (если оба вовлеченных в ДТП водителя подписывают обоюдное подтверждение, привлечение свидетелей не обязательно);
- номерной знак, номер страхового полиса и название страховой компании каждого из вовлеченных в ДТП транспортных средств;
- спецификация видимого материального ущерба.
В случае ДТП с физическим ущербом необходимо также вызвать скорую помощь, принять меры по сохранению следов происшествия, не перемещая вовлеченные в ДТП транспортные средства.
Дорожное движение:Согласно итальянским ПДД (Codice della strada) на автобанах и дорогах вне населенных пунктов для всех транспортных средств предписывается использование ближнего света в течение дня; запрещено ездить без пристегнутых ремней безопасности; запрещено разговаривать по мобильному телефону за рулем (связь по телефону разрешается только с использованием устройства hands free или наушников); запрещено ездить с включенными противотуманными фарами в обычную погоду — оштрафовать за такое нарушение могут на 65 евро.
Противотуманный задний свет может использоваться только при видимости менее 50 м.
Превышать скорость не рекомендуется, так как вдоль дорог установлены видеокамеры, контролирующие скорость движения автомобилей. Движение в Италии правостороннее, обгон впереди идущего транспорта допускается только слева.
Ограничения по скорости движения соответствуют общепринятым в Евросоюзе и составляют 130 км/ч на автострадах, 110 км/ч на магистралях за пределами городов, 90 км/ч на второстепенных дорогах и 50 км/ч в населенных пунктах. Скоростной режим на автострадах контролируют аппараты AUTOVELOX, автоматически фотографирующие автомобили нарушителей.
Уже действует более современная система контроля Tutor: она не только считывает показатели скорости движения автотранспортного средства в момент его движения в радиусе действия аппарата, но также подсчитывает скорость, с которой автотранспортное средство двигалось на определенном участке (между несколькими аппаратами Tutor) путем замера скорости и сравнения с пройденным расстоянием.
В Италии правилами дорожного движения предписывается в каждом транспортном средстве иметь два предупредительных треугольника для аварийных ситуаций. Все водители должны пользоваться желтыми или оранжевыми светоотражающими предупредительными жилетами, если они покидают транспортное средство при аварии на автобане или шоссе.
Отдельно стоит обратить внимание на особенности кольцевого движения. Если ничто другое не урегулировано дорожным знаком, в кольцевом движении приоритет проезда имеют транспортные средства уже движущиеся по кольцу. Но следует учитывать, что на практике это правило часто нарушается.
Размещение указателей в Италии может показаться непривычным. Они установлены не вдоль улицы, на которую надо проехать, а под углом, почти перпендикулярно ей. Поэтому создается впечатление, что ехать надо налево, хотя на самом деле — прямо. Очень часто вернуться теми же улицами, по которым приехал, нельзя, так как в Италии очень распространено одностороннее движение.
Штрафы:- превышение скорости до 10 км/ч — от 20 до 75 евро;
- превышение скорости до 40 км/ч — от 75 до 300 евро;
- превышение скорости более чем на 40 км/ч — от 190 до 760 евро;
- нарушение ограничения на движение — от 190 до 760 евро;
- нарушение запрета на обгон — от 75 до 300 евро;
- отсутствие регистрационных документов — от 12 до 45 евро;
- превышение времени вождения — от 40 до 150 евро;
- превышение времени парковки — от 19 до 75 евро;
- отсутствие страховки — от 80 до 1520 евро;
- движение на красный свет светофора — от 80 до 1520 евро.
Штрафы за вождение в нетрезвом состоянии весьма высоки —
возможно даже наказание в виде тюремного заключения. Допустимое содержание алкоголя в крови — 0,5 промилле.
Дорожная полиция в Италии принципиальна и неподкупна —даже за намек на взятку автоинспектору автомобилист может поплатиться арестом.
Обратите внимание, что большинство заправок работает до 19.00. Исключения бывают в крупных городах и на магистралях. Поэтому, если вечером выбираетесь поездить по окрестностям, следите за количеством бензина.
Заправки:Стоимость бензина в Италии выше, чем в России. Цена литра бензина колеблется в пределах 1,2—1,5 евро: бензин senza Pb (неэтилированный с октановым числом 95) стоит 1,34 евро, бензин super senza Pb (98) — 1,39 евро, дизельное топливо (diesel): обычный — 1,19 евро, агрессивный — 1,23 евро, газ (Gas GPL) — 0,65 евро, газ (метан) — 1,83 евро. С актуальными ценами на топливо можно ознакомиться на специальных информационных табло, расположенных вдоль автострад. Они указывают стоимость топлива на ближайших заправках.
При этом, если автомобилист заправляется на колонках самообслуживания (Fai da ate), стоимость литра будет немного меньше, чем на колонках с обслуживанием (Servito).
В отличие от России большинство автозаправочных станций в городах Италии работает не круглосуточно, а с 07.00 до 12.30 и с 15.30 до 19.30, а в воскресенье и вовсе закрыты.
Но на основных трассах АЗС работают круглые сутки.
При этом в Италии действует абсолютный запрет на использование канистр (заправка и даже хранение).
Правила парковки:В крупных городах, особенно в их центральной части, сложно найти место для парковки. Поэтому функционируют подземные (часто автоматические) и наземные платные парковки.
В некоторых случаях въезд в центр города может быть вообще запрещен или ограничен.
В маленьких городках всегда можно найти место и припарковаться бесплатно, в больших — это сделать сложнее.
Различные виды парковок в Италии размечены разным цветом:
- белая полоса — парковаться можно бесплатно;
- синяя полоса — парковка платная;
- черно-желтая полоса — парковка запрещена.
Желтым цветом обозначены места для автобусов, такси, спецтранспорта, а также стоянки для личных автомобилей жителей района, посетителей заведений, постояльцев гостиниц и т.д. Стоимость парковки с 08.00 до 20.00 в среднем одинаковая — 1 евро в час (с 20.00 до 08.00 парковка обычно бесплатная). Но в центре городов и в так называемых зонах ограниченного движения парковка автомобиля будет стоить 1,20 евро в час.
Есть возможность оплатить дневную, недельную, месячную парковку.
Размеченные синим цветом платные парковки оснащены паркометром — автоматом для приема денег и выдачи счетов, на которых написаны тарифы.
После оплаты полученную из паркометра квитанцию необходимо оставить в машине на видном месте под лобовым стеклом. За парковку в неположенном месте автомобиль могут увезти на эвакуаторе, заблокировать колесо или выписать штраф от 35 евро.
Налогообложению подлежат транспортные средства, въезжающие в центры итальянских городов (зона ограниченного движения) с 07.30 утра до 19.30 вечера по рабочим дням. Въезд в центр города по рабочим дням обойдется в 10 евро. Часто въезжающие на территорию центра городов автомобилисты, имеют возможность приобрести многоразовый абонемент, дающий скидку до 50 процентов.
Аренда автомобиля. На ж/д вокзалах, в аэропортах, крупных отелях и прокатных фирмах можно оформить автомобиль в аренду. Машины предлагают международные компании, а также местные предприятия, стоимость услуги них обычно ниже, а уровень - не хуже. Основные условия - наличие международных водительских прав, не менее года стажа вождения и возраст старше 21 года. В аренду обычно включается страховка, но необходимо уточнять, на какую она сумму и на какие ситуации она распространяется
Если турист решил взять в аренду транспортное средство, то ему на тот момент не должно быть меньше 21 года, а для некоторых марок автомобилей – не менее 25 лет. Водительский стаж должен быть не менее года, нельзя сажать детей младше 10-ти лет на переднее сиденье, а для сельской местности лучше подойдет джип.
Платные автострады:В Италии существует система платных автострад. Типы дорог на картах, атласах и дорожных знаках обозначаются латинскими буквами: А — автострада (autostrada); SS — государственные дороги (strade statale); SR — региональные дороги (strade regionale) и SP — дороги провинций (strade provinciali).
Все указатели в сторону автострад выполнены белыми буквами на зеленом фоне. Любая платная автострада обязательно дублируется бесплатной дорогой более низкого уровня (белые буквы SS на синем фоне).
Удобнее и быстрее всего, особенно на большие расстояния, передвигаться по автострадам — это государственные дороги, хорошо отремонтированные и оборудованные наглядными указателями, а также имеющие не меньше 2 полос в каждую сторону; кроме того, они не петляют между населенными пунктами, так что можно разогнаться. Однако за проезд по ним нужно платить. Стоимость следует рассчитывать исходя из 5 евро за 100 км.
Система расчета за проезд по автобану примерно такая же, как в остальной Европе.
При въезде на трассу установлены специальные ворота с автоматами (ALT Stazione), которые выдают талон с указанием места и времени въезда.
Для разных видов транспорта предусмотрены свои пропускные пункты, над которыми имеются соответствующие указатели.
В конце платного участка установлен такой же пропускной пункт, на котором производится расчет за поездку. Этим занимаются служащие: полученный при въезде талон они проводят через свою электронную систему, после чего на табло перед автомобилем загорается сумма к оплате.
Часто вместо служащих расчет за поездку выполняют автоматы. В этом случае сначала в автомат нужно вставить талон, а затем заплатить указанную на табло сумму купюрами, монетами или кредитной картой. Кроме того, есть специальные шлагбаумы (автоматически пропускающие автомашины), оборудованные системой Telepass или ViaCard (дистанционное электронное считывающее расчетное устройство), — приемник системы считывает данные на расстоянии, вследствие чего со счета списываются деньги.
При расчете стоимости имеют значение километраж, расценки данной дороги и тип транспортного средства (измеряются такие показатели, как количество осей — 2/ 3/ 4/ 5 и более, длина транспортного средства — менее/более 1,3 м).
Временной фактор на стоимость проезда не влияет.
Важно учитывать, что тот, кто не платит за проезд на платных дорогах, строго наказывается. Это нарушение может повлечь наложение денежного штрафа в размере минимум 300 евро. Во избежание неприятностей, квитанцию об оплате следует сохранять до конца поездки.
Общественный транспорт:
Автобусы в Италии — самый распространенный вид общественного транспорта. Вход в автобус (и трамвай) осуществляется через передние и задние двери, около которых установлены компостеры. Средние двери предназначены для выхода пассажиров из транспортного средства.
Приобрести билет можно в газетных или табачных киосках, барах, кафе, специальных автоматах на остановках.
В салонах автобусов также установлены автоматы по продаже билетов, которые, однако, зачастую не работают.
Оплатить проезд у водителя можно лишь после 9 часов вечера, но стоимость проезда будет уже в полтора раза дороже. Средняя по Италии цена билета на городской автобус (или трамвай) равна приблизительно 1 евро. По этому билету можно сделать неограниченное количество поездок в течение 75 мин. Существуют также билеты многоразового использования:
- на 24 часа — около 4 евро;
- на 3 дня — около 11 евро;
- на 7 дней — около 16 евро;
- месячный проездной — около 30 евро.
Штраф в городском транспорте Италии равен приблизительно 50 евро плюс стоимость проезда.
Если денег на штраф не окажется, нарушителю выписывают квитанцию, которая подлежит оплате в течение 60 дней в любом почтовом отделении, однако сумма при этом увеличивается более чем в два раза.
Расписание автобусного движения обычно бывает вывешено на каждой автобусной остановке. При этом расписание составляется на будничные (feriale) и выходные (festivo) дни отдельно. Если же на табло на остановке вывешена надпись «Sciopero», — это значит, что прекращено движение автобуса в связи с забастовкой.
Большая часть автобусных рейсов в городах Италии осуществляется только до 22.00. Исключением могут оказаться только самые популярные маршруты. Но есть ночные автобусы (autobus notturni), которые ходят примерно раз в час. Их маршруты в расписании обводятся черной рамкой. Для более уверенной ориентации в городе рекомендуется приобрести карту маршрутов городского транспорта. Найти такую карту можно в информационном бюро или агентстве (Informazioni).
Такси. Такси в Италии — довольно дорогой вид транспорта. Оплата услуг производится по счетчику. Существуют также фиксированные тарифы, как правило, за проезд в аэропорт или на вокзал (например, проезд в столичный аэропорт «Фьюмичино» из центра Рима стоит около 40 евро).
Кроме платы за проезд по счетчику также взимается плата за следующие дополнительные услуги:
- за посадку;
- за вызов по телефону;
- за багаж;
- за поездку в ночное время (22.00 – 06.00).
По требованию пассажира, таксист обязан предоставить перечень расценок за дополнительные услуги. При посадке в итальянское такси следует позаботиться о наличии мелких купюр. Местные таксисты могут оставить туриста без сдачи под предлогом отсутствия разменных банкнот.
Существуют следующие номера телефонов радиофицированных такси в Италии:
Рим — 06-88-52-16-73, 06-882-2, 800-42-53-23, 06-513-81-73, 06-6500-40-39, 06-723-23-33;
Флоренция — 055-41-01-33, 055-41-01-33, 055-43-90;
Милан — 346-691-75-45, 389-06-22-81, 02-40-40, 02-6900-97-53, 02-69-69;
Неаполь — 081-551-34-22, 335-818-18-23, 338-194-96-04, 081-241-20-20.
Железные дороги. По значимости железные дороги в Италии уступают автомобильным. Но все же путешествовать по Италии на поезде весьма удобно и дешево. В последние годы строительство железных дорог ведется более интенсивно, проводится активная модернизация технического оснащения, стремительно увеличиваются объемы капиталовложений в эту отрасль. Именно поэтому стало возможным осуществление высокоскоростных пассажирских перевозок. Так, например, поезд на линии Рим – Милан может проехать все расстояние всего за 3 часа. Стоить такая поездка будет около 90 евро в вагоне второго класса.
В зависимости от вида сообщения, поезда в Италии делятся на несколько классов:
- Eurostar (ES) — это самые дорогие, но в то же время и самые скоростные поезда. Несмотря на дороговизну, билеты на них надо бронировать заранее;
- Intercity (IC) — междугородние экспрессы;
- Espresso и Interregionale (E и IR соответственно) — обычные поезда;
- Diretto (D) — электрички.
Во избежание путаницы рекомендуется прибыть на вокзал за 20–30 минут до отправления поезда. Уточнить расписание Вы можете:
- в билетных автоматах (в электронном виде);
- в начале каждого перрона;
- на сайте
www.trenitalia.com .
Сами же билеты можно приобрести (цена везде будет одинаковой):
- в кассах (biglietteria);
- в газетном или табачном киоске (если Вы едете на расстояние меньше 200 км);
- в специальных билетных автоматах;
- в туристических агентствах (Agenzia di Viaggio).
При посадке в поезд на итальянских ж/д вокзалах наличие билетов обычно не проверяется. Но необходимо помнить, что билет обязательно надо прокомпостировать в желтом автомате (обычно находится в начале перрона) или в специальном автомате (Convalida) с прорезью.
Исключением является билет Eurostar, который действителен только на определенный рейс поезда.
Любой билет (кроме Eurostar) действителен в течение 2 месяцев с момента покупки и двое суток с момента компостирования. Таким образом, количество возможных остановок пассажира по пути следования поезда совершенно неограниченно в пределах указанных сроков.